Входной контроль знаний Конспект лекций Тесты Контрольные вопросы Индивидуальные задания
От авторов Методические указания Модули Готовимся к экзамену Связатся с преподователем question
q

Динамическое равновесие и структурная сбалансированность экономики

План.

  1. Динамическое равновесие и цыклическое развитие экономики: теория, основные понятия и принципы.
  2. Основные принципы иметоды государственного регулирования экономической трансформации.
  3. Национальное багатсво - основа экономического развития.

 

1. Динамическое равновесие и цыклическое развитие экономики: теория, основные понятия и принципы.

Развитие рыночных систем зависит от их способности к динамическому равновесию и структурной сбалансированности.

Категория “экономическое равновесие” — категория экономической динамики, как интегрированной системы процессов экономической динамики, как интегрированной системы процессов экономического роста и развития. На нынешнем этапе развития, сутью которого является глобальная трансформация от индустриальной к постиндустриальной экономике, оснований говорить об экономическом равновесии или сбалансированности в рамках мировой экономики (глобальное экономическое равновесие) еще нет. Глобальная экономическая динамика и динамичное равновесие глобальной экономики — это, очевидно, проблемы для изучения экономистами XXI в. Но уже и теперь понимание природы и сути этих процессов имеет большое значение для совершенствования научных основ долгосрочного экономического прогнозирования и регулирования.

В современной западной экономической теории под экономическим равновесием понимают такое состояние экономики, при котором достигается устойчивое равновесие и устойчивая взаимная сбалансированность основных структур, таких как производство и потребление, спрос и предложение и иных. Считается аксиомой, что в рыночных системах равновесие достигается благодаря действию рыночных механизмов путем установления соответствующих пропорций. Экономическая рыночная система самоуправляется в динамике.

NB! Одним из важных законов рыночной экономики является закон объективной обусловленности достижения экономического равновесия в условиях динамичных трансформаций структуры хозяйства, изменения характера и уровня развития общественного разделения труда и производства, его дифференциации и интеграции. Взаимозависимость между общественным разделением труда, интеграцией производства и потребления, с одной стороны, и экономическим равновесием, с другой, состоит в том, что достижение равновесия является важной предпосылкой дальнейшего развития и совершенствования макроструктуры общественного производства.i

Исследования второй половины XX в. показали, что стабильность (эквилибризм) экономического равновесия определяется не только механизмами дифференциации и интеграции структуры воспроизводящего процесса, но и масштабами рынка (от локального до глобального). Развитие и расширение рынка за рамки национальных масштабов, его интернационализация, формирование целостной системы мирового глобального рынка способствует динамичному уравновешиванию не только межотраслевой структуры, но и сбалансированности основных факторов производства.
Современные западные экономисты (П. Самуэльсон) считают, что экономическое равновесие — это способность экономики к саморегулированию, устранению отклонений экономической системы от сбалансированного состояния, восстановлению нарушенных структурных связей. Основным “автоматическим” механизмом самонастройки экономических связей и структурных пропорций раньше считался механизм совершенной конкуренции. Поэтому считалось, что рыночно-конкурентный механизм является “вечным двигателем” сбалансированного развития. Но национальный рынок прошел такие трансформации, при которых механизма конкуренции сегодня уже недостаточно. Эти трансформации связаны с переходом от свободной конкуренции к монополии, а затем от монополии к системе государственного монополизма.
Некоторые западные экономисты считают, что в современных условиях в системе экономического равновесия наряду с рыночными механизмами действуют механизмы государственного регулирования, роль которых постоянно возрастает. Эта точка зрения является устаревшей и недостаточной, хоть она и правильна. Ею не учитываются дальнейшие беспрерывные трансформации рыночной экономики конца XX в. Суть их заключается не только в интернационализации, но в транснационализации и в глобальной интеграции. Поэтому транснациональные механизмы, в том числе механизмы международной экономической интеграции и системы ТНК, реально стали ведущими механизмами экономического балансирования и стабилизации. В дальнейшем с переходом к постиндустриальной экономике должны быть найдены глобальные системы и механизмы стабилизации экономики, о которых речь будет идти дальше.

Экономическое равновесие является динамичным, а не статичным явлением и процессом потому, что развитие не статично. Отсюда динамичными являются и структурные связи, и пропорции. Динамичное экономическое равновесие в реальной жизни возникает как относительное, а не абсолютное рыночное равновесие. В связи с этим структурное и общее экономическое развитие выступает как циклическое движение от равновесия базового, исходного уровня к нарушению его и формированию равновесия на новом уровне и с более сложными структурными характеристиками.
Теперь стало аксиомой, что цикличность является объективной закономерностью экономического развития. Остается невыясненным механизм циклического равновесия на разных стадиях цикла.
Общая система экономического равновесия является многоуровневой. Она включает в себя такие взаимосвязанные уровни, как производство, распределение, обмен, потребление. Эти уровни в свою очередь являются структурно-сложными системами.
Возьмем, например, производство. Его можно рассматривать как систему, включающую подсистемы, начиная с индивидуального производителя до глобальных производственных систем. То же наблюдается и по потреблению. Указанная система включает подсистемы, начиная от потребления человека, семьи до глобального процесса потребления. В современной экономической теории возник постулат, вызывающий серьезные сомнения. Утверждается, что в рыночной экономике эпицентр формирования рыночного равновесия — потребности человека, а потому исходным звеном многоструктурного механизма рыночного равновесия является равновесие между платежеспособным спросом населения и предложением. i

Эта точка зрения была обоснованной для XIX и XX в. Но становится очевидным, что теперь, когда происходят революционные изменения в структуре потребления, направление трансформации этих изменений таково, что при росте абсолютных масштабов потребления человеком и при достижении сатурации определенных высоких уровней, структура потребления изменится, сместится в сторону коллективных и общественных форм. Будет возрастать также роль производственного потребления. То есть будет расти удельный вес “нечеловеческого”, нематериального потребления в системе экономического развития. Произойдут большие структурные сдвиги в структуре спроса и в системе общественного воспроизводства.

Классическая взаимозависимость спроса и предложения, впервые открытая Ж.П. Сеем в начале XIX в., получила название “Закона Сея”. К. Маркс в своей работе “Капитал” критиковал “Закон Сея” за абсолютизацию и идеализацию представлений о “полной” гармонии рыночных отношений. В Марксовой схеме экономического равновесия расширенного воспроизводства разделение структуры общественного производства ограничивается только двумя подразделами: 1-й — производство средств производства; 2-й — производство предметов потребления. Опыт развития экономики показал, что такое разделение является недостаточным, поскольку не учитывает сферу услуг и прочее.
Вместе с тем Марксовы схемы реализации совокупного общественного продукта и сегодня широко применяются в практике экономического программирования и индикативного планирования многих стран Запада. На этой основе В. Леонтьев (США) разработал метод анализа межотраслевых связей “затраты — выпуск”, позволивший шире использовать теорию структурного экономического равновесия. Однако, как до, так и после изобретения метода “затраты — выпуск” развитие теории экономического равновесия происходило, опираясь на закон взаимозависимости спроса и предложения Сея и Марксову схему воспроизводства (взаимозависимость производства и потребления) и расширение направлений и сфер взаимодействия, включение сферы услуг, развивающейся по своим специфическим законам и охватывающей 60—70 % работающих в развитых странах с соответствующими масштабами потребления и влиянием на производство. Как видим, в современных условиях действие “Закона Сея” трансформируется в современную модификацию. В этой модификации структура спроса будет формироваться под влиянием интеллектуализации, экологизации и иных новых факторов производства и потребления.

Как показывают исследования последнего периода, структурно-циклические трансформации, будучи объективной закономерностью развития, демонстрируют тенденцию своего дальнейшего комбинацион­ного усложнения.

  • усложняется механизм интеграции развития циклов и структур.
  • расширяется количество структурных составляющих, а поэтому усложняется их интеграционная комбинация.

NB! На этом основании и по этой же логике считаем возможным выделить отдельно и такую структурную составляющую воспроизводства, как сфера и рынок информатики.

Эта новая отрасль знаменует революционную трансформацию общественного производства и мировой экономики. Она специфична и занимает особое место и роль в развитии современной экономики и оказывает особое влияние на изменение структуры экономики, на движение циклов развития. Поэтому и в теории экономического равновесия, и в практической разработке (программировании) процессов динамичного балансирования экономического развития максимально полный учет процессов информатизации приобретает особое значение.

2. Основные принципы иметоды государственного регулирования экономической трансформации.

Трансформация структуры воспроизводства развивается и под влиянием больших территориальных и системных сдвигов в экономике. Мировая экономика, ее развитие характеризуются ныне интенсификацией процессов отраслевой и территориальной интеграции. Национальные хозяйства развиваются как все более открытые системы. В этих условиях экономическое равновесие, его устойчивость и стабильность все в большей степени определяются масштабами (широтой) рынка. Увеличение масштабов рынка от внутреннего до глобального уменьшает колебание цен на товар. Цены приближаются к стоимостным пропорциям. Тенденция развития внутреннего национального до интернациональных и глобальных пределов становится важным условием и фактором достижения экономического равновесия национальных хозяйств.
Система государственного регулирования экономики является органической составной частью экономической системы каждой страны. Поэтому очевидно, что трансформация экономических систем неизбежно ведет к существенным изменениям и в системах государственного регулирования. Это не должно означать новую “этатизацию” (огосударствление) экономических систем, а скорее их “социализацию” через механизмы государственного регулирования, контроля и планификации и программирования с максимальным учетом интересов всего народа. i

Современная высокоразвитая экономика стран Запада — это интегрированная система, основанная на принципах товарного производства (конкуренция, спрос и предложение, свободное ценообразование, рынок) и на системе хозяйственного регулирования, которая включает механизмы саморегуляции и механизмы государственного регулирования. Трансформация классической рыночной экономики “абсолютной свободы” и “свободной игры экономических сил” в развитую рыночную экономику объективно означает повышение уровня управляемости, государственного регулирования и контроля.

Главной задачей государственного экономического регулирования является не только сглаживание противоречий между частичной монополистической планомерностью и товарными отношениями, но и реальная интеграция рыночных механизмов с механизмами государственного регулирования экономики и реализация соответствующих стратегий развития. i

Диалектика развития экономических систем стран Запада, эволюция и трансформация механизмов государственного регулирования наиболее выразительно представлена на примере США. П. Самуэльсон (США) совершенно справедливо констатирует, что именно Америка продемонстрировала полный диапазон системной эволюции и трансформации политики от системы “Laisser-faire” (невмешательства государства), что привело к периодическим частым кризисам, анархии, истощению природных ресурсов, контрасту бедности и богатства, вытеснению монополией саморегулируемой конкуренции. Поэтому эволюция развития привела к жесткой современной системе государственного регулирования и антимонопольного законодательства США, которая теперь более жесткая, чем системы государственного регулирования стран Запада Европы.
Трансформация экономических систем и хозяйственных структур стран Западной Европы во второй половине XX ст. происходила таким образом, что наряду с повышением экономической роли государства сформировался большой сектор государственной собственности и государственного предпринимательства.

NB! Сегодня в большинстве западных стран с рыночной экономикой государство владеет около 33 % национального богатства, через бюджеты перераспределяется около 50 % валового национального продукта, удельный вес государственных инвестиций в экономику превышает 20 %. Государственный сектор экономики стран Запада демонстрирует тенденцию к росту. Рост экономической роли государства привел к существенной модификации и трансформации традиционных рыночных механизмов саморегулирования экономики. Возникла проблема поиска наиболее эффективных систем, форм и методов государственного регулирования, интеграции рыночных и государственных систем предпринимательства в единую систему. i

Проблема такой “конвергенции” на Западе была успешно решена. В результате в развитых странах Запада были созданы высокоэффективные экономические системы постиндустриального типа и структуры с высоким уровнем международной конкурентоспособности. В большинстве случаев они построены на принципах социально ориентированной рыночной экономики, ее социализации, образцом чего является система немецкого “экономического чуда”, отцом концепции которой является профессор Л. Эрхард.

Суть современного государственного регулирования состоит в применении преимущественно экономических методов. Роль централизованных административных методов уменьшается. Растет роль макроэкономической стратегии и политики. Главная цель государственного регулирования состоит в обеспечении условий для стабильного, непрерывного процесса воспроизводства национального хозяйства как единого целого, интегрированной системы, и достижение на этой основе роста экономической эффективности на макроуровне и международной конкурентоспособности и экономической безопасности развития.i

Глобальное экономическое развитие первой четверти XX в., “Великая экономическая депрессия” начала 30-х годов XX в. в прах развеяли магию монетаризма и доказали, что в новых экономических условиях использование лишь кредитно-денежных рычагов регулирования экономики дает крайне ограниченный и малоэффективный результат. Стало понятно, что в условиях высокомонополизированной экономики для обеспечения приемлемых темпов экономического роста необходимо введение принципиально новой экономической системы и системы хозяйствования. Такой новой системой была система, предложенная Дж. Кейнсом и реализованная в США президентом Ф.Д. Рузвельтом в форме “нового экономического курса”. Суть этой концепции (концепция кейнсианства) во введении новых методов макроэкономического регулирования.
Экономическая система США была трансформирована государством в направлении создания эффективных стабилизационных механизмов нового типа, таких как налоги, процентные ставки на кредит, амортизационные отчисления, бюджетный контроль правительственных расходов, субсидий производителям. Была радикально пересмотрена экономическая роль государства и основной функции государственного регулирования. Впервые в США государство стало крупным, ведущим собственником средств производства, финансовых и материальных ресурсов и приобрело такую реальную экономическую силу, которая способна влиять на ход промышленных циклов и осуществлять прямое и эффективное регулирование экономики. Все развитые страны Запада прошли аналогичную эволюцию и трансформацию.

Опыт многих развитых стран показывает, что в современных условиях и в стратегической перспективе эффективность функционирования национальных экономических систем в значительной степени зависит от уровня и качества государственного регулирования, рациональности и последовательности государственного управления экономическим развитием страны в целом, от эффективности общенациональных механизмов развития производительных сил, инновационных механизмов, механизмов перераспределения национального дохода и формирования социально-экономической инфраструктуры. i

Тут возникает определенное противоречие между рынком и государственным регулированием, но оно не является антагонистическим. Сегодня для всех развитых стран Запада характерно дальнейшее огосударствление финансов и углубление перераспределения национального дохода. Благодаря этому государства и правительства аккумулируют критическую массу и усиливают свое влияние на ход развития экономики. Но наиболее важной чертой современной трансформации системы государственного регулирования экономики является рост непосредственного участия государства как прямого субъекта производственных отношений, в том числе и через увеличение государственного сектора экономики. В большинстве развитых стран Запада государственное регулирование уже не конкурирует с рыночным саморегулированием, а наоборот — лишь повышает эффективность рыночных механизмов на макроуровне.

Относительно новым направлением государственного регулирования экономики является охрана окружающей среды, которая реализуется через интегрированную эколого-экономическую политику. А эта последняя, в свою очередь, проходит процессы интернационализации вплоть до глобального уровня. Экологизация экономической политики и стратегии — одна из важнейших новых функций государственного регулирования.

Экономическая политика стран Запада приобретает все больше черт прямого действия. Но все дело в том, что она, в отличие от командной системы государственного централизованного экономического регулирования, построенная на системе экономических рычагов, не разрушает и не исключает рыночного механизма. В современных развитых системах стран Запада правительства стремятся рационально объединить конкурентные рыночные и государственные регулирующие силы в единую интегрированную народнохозяйственную систему. Усиление этой тенденции означает дальнейшее углубление процессов обобществления (“социализации”) производства и капитала.

NB! Новейшие тенденции свидетельствуют об усилении функций государства и о развитии новых форм государственного регулирования. Сегодня все развитые государства берут на себя ответственность за технологическое, экономическое и социальное развитие, за формирование современных экономических систем, за согласование действий рыночных и нерыночных механизмов, за рациональные пропорции и связи между централизованным государственным и рыночным регулированием, за координацию экономических процессов на макроуровне, поддержание оптимальных структурных пропорций.
Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что эволюция и трансформация современных форм и систем государственного экономического регулирования идет в направлении изменения соотношения между формами тактического и стратегического характера в пользу последних.

NB! Наиболее специфически и драматически процессы трансформации национальных экономических систем протекают сейчас в бывших социалистических странах, которые переходят к рыночным экономическим системам. В этих странах также действовала система государственного регулирования экономики. Но она базировалась на командно-административных методах, что полностью исключает действие рыночных механизмов. Экономической основой этой системы была государственная собственность, которая приобрела G! гипертрофированные абсолютные формы и превратила государство в сверхмонопольного производителя и управляющего каждым конкретным предприятием. Система государственно-монополистического социализма должна быть нами определена и идентифицирована как отдельная, наивысшая стадия социализма, за которой неизбежно следует процесс застоя и коллапса. Причиной этого упадка и распада является, прежде всего, то, что государство полностью отделило совокупного работника от процесса управления развитием, допустило его отрыв от собственности на средства производства, заблокировало развитие хозяйственной самодеятельности и предпринимательства населения и заблокировало эволюционные пути развития экономических систем и структур. По этой причине практически прекратился экономический, научно-технический и социальный прогресс быв­ших социалистических стран и начался очень продолжительный и глубокий социально-экономический кризис, который носит комплексный системно-структурный характер.i

Гипертрофия (от гипер… и греч. trophe - питание) увеличение.
И в теории, и на практике следует четко различать проблемы этого кризиса и проблемы переходного характера, связанные с переходом от тоталитарных к рыночным экономическим системам. Как показывает жизнь, трансформация огосударствленных экономических систем в рынок во многих постсоциалистических странах слишком затягивается, что вызывает неконтролируемый спад производства, дезинтеграцию народного хозяйства и является наибольшей угрозой самому существованию новых независимых государств, в том числе и Украины. Проведенные в последнее время компаративные исследования эволюции экономических систем показывают, что для успешной трансформации тоталитарных экономических систем в рыночные необходимо последовательно реализовать два стратегических направления развития: а) разгосударствление экономики и б) реальную ликвидацию системы государственного монополистического социализма путем возрождения таких конкурирующих форм собственности на средства производства, как частная, кооперативная, коллективная, акционерная, индивидуальная.
Большой ошибкой многих руководителей стран переходного этапа является то, что они не представляют себе систему государственного регулирования экономики без монопольного господства государственной собственности. Поэтому они хотели бы ограничить разгосударствление и приватизацию какими-нибудь административно-формальными мерами квази-приватизации, чтобы сберечь реальный и полный контроль государства над собственностью. В этом, очевидно, заключается главная причина тупика реформ в таких странах как Россия и Украина. С другой стороны, опыт США, ФРГ, Франции, Японии и даже современного Китая свидетельствует, что современная и перспективная модель социально ориентированной рыночной экономической системы строится на органическом сочетании рыночных механизмов и механизмов государственного экономического регулирования.

Опыт убеждает, что и в новых “рыночных” странах в условиях радикальной трансформации экономических систем с одновременным изменением макроструктуры народного хозяйства на первый план должна выдвигаться экономическая долгосрочная стратегия, долгосрочное государственное регулирование в форме стратегического экономического программирования, которое должно делать акцент на стратегическом структурном программировании как высшей форме экономического регулирования.
Рыночная экономика, по сравнению с другими системами экономической организации, оказалось наиболее гибкой и эффективной. Ее естественной противоположностью является централизованно планируемая экономическая система, которая без сомнений, показала себя менее эффективной, чем рыночная.

Система свободного рынка работает лучше, чем ее альтернативы. Однако есть ситуации, когда совершенно свободный рынок может не срабатывать, поэтому эти моменты необходимо регулировать. Общепризнано, что монополии могут развиваться в ущерб эффективному распределению ресурсов и в ущерб потребителям. Поэтому мы пришли к тому, что проводится демонополизация, либо жесткое регулирование монополий.
NB! Также известно, что рыночные механизмы могут давать сбой при отсутствии адекватной информации у всех игроков. Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо гарантировать прозрачность рынка для того, чтобы у всех была достаточная информация для принятия правильных решений. 

В рыночной системе не все и не всегда проходит гладко, например, периодически происходят финансовые крахи. Вариантность финансовых рынков, сама по себе, не является проблемой, однако проявления неэффективности рыночных механизмов иногда приводят к кризисам. Из этого необходимо извлечь уроки и сделать систему более эластичной.
Рыночная экономика приводит к неравенству не только между отдельными странами, но и внутри этих стран. Иногда в качестве альтернативного примера приводятся экономические системы, созданные в странах Скандинавии, в которых действуют мощные механизмы социальной поддержки населения. Это частично объясняется результатами действий свободного рынка, вознаграждающего людей на основе произведенного ими продукта. Также это частично результат особой политики налогообложения. То есть, снижение налогов проводится для того, чтобы высококвалифицированные люди и капитал оставались в пределах страны, потому что ожидается, что от этого получат выгоды и другие жители страны. По мнению сторонников этой теории, если люди с высокими доходами остаются в стране, то доходы повышаются у всех ее жителей, даже если разрыв в их доходах увеличивается.

В условиях увеличения государственного сектора и рынка государственного потребления растет роль системы стратегического структурного программирования и индикативного планирования не только в развитых странах Запада, но практически во всех странах мира. В странах переходного типа, в том числе и в Украине, его роль становится особенно значительной в связи с необходимостью коренной структурной перестройки народного хозяйства. Трансформирование системы директивного планирования — сердцевины бывшей советской экономической системы — в систему индикативного планирования и стратеги­ческого программирования является чрезвычайно сложной проблемой. Было бы большой ошибкой недооценивать ее значение.
Переход от преимущественно административных методов управления экономикой к рыночным, от директивного планирования к косвенному регулированию требует кардинального реформирования как подходов к прогнозированию экономической ситуации, так и методов разработки и реализации государственных программ. По сути это означает переход к системе индикативного планирования G!, которая давно доказала свою эффективность в качестве одного из средств макрорегулирования во многих странах мира.

Индикативные планы — это не законы, а “государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в общенациональных интересах”

Всем давно уже стало ясно, что рыночные структуры сами по себе не обеспечивают экономического роста государства. Шведский экономист К. Эклунд, характеризуя смешанную экономику современных стран, подчеркивает, что “обе модели — и плановой, и рыночной экономики — имеют серьезные недостатки. В рыночной экономике приходится вводить различные виды регулирования, в то время как в плановой — “смягчать” планирование путем введения рыночных механизмов”. Истина, как всегда, оказывается где-то посередине.
Опыт стратегического планирования развитых стран свидетельствует, что вне зависимости от государственного устройства и предлагаемой экономической модели корректировать приходится как краткосрочные, так и долгосрочные прогнозы. В этом смысле индикативное планирование как процесс формирования системы параметров (индикаторов), определяющих состояние экономики и мер воздействия на нее, носит, с одной стороны, рекомендательный характер, с другой — дает математически выверенные расчеты тех или иных действий в сфере экономической политики государства.
Таким образом, находится оптимальный вариант “коллективного баланса” между планом и рынком. При этом стоит еще раз отметить, что речь идет не о доведении многочисленных показателей до государственных исполнителей, а о научной постановке целевых индикаторов развития.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики в целом и отдельных ее сегментов. За послевоенный период на Западе освоено несколько типов экономико-математических моделей, включающих параметры состояния финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движения цен, занятости, уровня жизни, темпов инфляции, внешнеэкономических связей и т.д. Взаимоувязанная и сбалансированная система этих показателей (индикаторов) и призвана давать картину экономической политики государства..

NB! Общая цель индикативного планирования вытекает из причин, породивших его необходимость. В обобщенном виде ее можно сформулировать так: разработка стратегии развития экономики страны и методов ее реализации для повышения жизненного уровня населения за счет высоких темпов экономического роста, сбалансированного развития экономики, рационального использования ресурсов.

Как правило, индикативный план преследует только одну или две приоритетные цели, что позволяет сконцентрировать на них имеющиеся ресурсы. При определении целей очень важно оценить предплановый уровень экономического развития страны, выявить основные внутренние проблемы, угрожающие социально-экономической стабильности экономики и ее конкурентоспособности на внешнем рынке, и определить национальные приоритеты (не более одного-двух) на предстоящий планируемый период.

Анализ индикативных планов и методов их разработки во Франции, Японии, Малайзии, Индии, Индонезии, России позволил выделить главные принципы такого планирования:

  • отказ от попыток установления директивных заданий хозяйствующим субъектам в рамках индикативных планов;
  • научная обоснованность принятия решений по составлению планов, привлечение к их разработке исследовательских организаций;
  • непрерывность и преемственность планирования, выражающаяся в сочетании долгосрочных, среднесрочных и текущих планов, периодического уточнения и корректировки среднесрочных и долгосрочных планов в зависимости степени фактической их реализации;
  • комплексный подход к разработке планов, обеспечение тесной увязки интересов различных социальных групп и секторов экономики;
  • использование обширного статистического материала, данных социологических опросов и исследований, интерактивное взаимодействие с хозяйствующими субъектами и экспертами с целью получения более достоверной информации;
  • использование индикативных планов в качестве информации, которая позволяла бы частным предприятиям лучше ориентироваться в ситуации, выстраивая свои собственные планы и прогнозы

В соответствии с целевыми установками государственные регулирующие органы разрабатывают отраслевые, научно-технические и иные целевые программы. Такой подход позволяет использовать методы государственного регулирования для решения глобальных социально-экономических, научно-технических, экологических и других проблем с позиции эффективного достижения национальных целей и приоритетов, зафиксированных в индикативных планах.i


Американская практика индикативного планирования может быть названа адаптивной. План как таковой вообще не формируется, но каждая утвержденная федеральным правительством задача закрепляется специальным бюджетным законом. Его срок может составлять 10—20 лет — до конца реализации программы. Эта практика напоминает отраслевое планирование с той лишь разницей, что в США на утвержденную программу Конгресс — главный разработчик бюджета — обязан приоритетно выделить средства. Самое сложное — добиться утверждения программы.
Федеральные законы США первичны в качестве элементов индикативного планирования. Сведение их воедино на уровне макроэкономических параметров осуществляется на основе принятого в 1976 г. закона Хэмфри — Хоукинса, связывающего показатели прироста денежной массы, темпа инфляции и учетной ставки Федеральной резервной системы. При этом их жесткой фиксации нет: согласно закону, Конгресс ежегодно задает нижнюю и верхнюю границы прироста денежной массы.
Если темп “всасывания” кредитной эмиссии выше законодательных ограничений, ФРС обязана повышать учетную ставку. Или применяется другой прием — продажа или выкуп тридцатилетних облигаций Федерального казначейства.
Иная технология индикативного планирования применяется в Западной Европе. Пионером плановой экономики в современном ее понимании по праву можно считать Францию. Учрежденная в 1946 г. система государственного планирования имела директивный характер и просуществовала в таком виде до 1980 г. С 1981 г. Франция отказывается от директивных показателей и переходит к рекомендательным параметрам, а также сценарным вариантам экономического развития. На базе статистических моделей выстраиваются так называемые тренды, которые служат основой для среднесрочных прогнозов развития страны. В этих рамках используются и динамические модели экономического роста, а также межотраслевые балансы.
На прогноз “накладываются” инструменты макроэкономического регулирования с тем, чтобы добиться отклонения трендов в сторону зафиксированных социально-экономических индикаторов. Разработанный набор инструментов фиксируется в законодательном акте о бюджете. Эта методология индикативного планирования в настоящее время активно используется не только отдельными странами Западной Европы (французская система оказала существенное влияние на развитие макропланирования прежде всего в Германии и Великобритании), но и практически внедрена органами ЕС для решения проблем межгосударственного регулирования.
Причиной обращения к индикативному планированию группы развивающихся стран (Азии и Латинской Америки) стала политико-экономическая ситуация в мировой экономике в 60—70-х годах ХХ в., когда возникла острая необходимость поднять конкурентоспособность отечественных производителей для их “прорыва” на уже занятые мировые товарные рынки.
Индикативные планы позволяли быстро мобилизовать целевые финансовые ресурсы и осуществить меры государственной поддержки производителей (страны Юго-Восточной Азии, Бразилия, отчасти Индия и др.). Именно индикативное планирование помогло многим из этих стран достичь высокого уровня конкурентоспособности.
Анализ мирового опыта показывает значительный потенциал индикативного планирования в плане мобилизации внутренних ресурсов страны при решении задач обеспечения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, борьбы с бедностью.
Поэтому переход к такому планированию имеет особое значение для стран, которые еще не завершили процесс формирования конкурентоспособной рыночной экономики и нуждаются в эффективном государственном регулировании.
В настоящее время многие страны с переходной экономикой (Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и др.) активно используют механизм индикативного планирования, как минимум, для формирования национальной стратегии экономического развития на среднесрочный или долгосрочный периоды.
В частности, для Украины целесообразны разработка и использование индикативных планов в качестве механизма государственного регулирования и стратегического экономического планирования. Фактически используемый сегодня в Украине набор методов прогнозирования содержит элементы системы индикативного планирования. Разрабатываемые Минэкономики и другими научными институтами прогнозы социально-экономического развития приближают нас к западноевропейскому подходу. В этих условиях признание системы индикативного планирования как официального механизма госрегулирования является своевременным решением.

Опыт многих высокоразвитых стран (США, Японии, Франции, ФРГ) свидетельствует, что в системе государственного регулирования все большую роль играют направления, опосредованные экономическими методами, особенно кредитные и бюджетные. i

Так, например, в США, где государственная собственность является крупной, но прямое государственное предпринимательство не получило большого развития, трансформация системы государственного регулирования экономики эволюционизировала в направлении усиления роли государственного бюджетирования в двух основных направлениях: а) стимулирование технологического развития; б) модернизация структуры народного хозяйства.
Опыт США, где в течение многих десятилетий успешно ведется политика бюджетного регулирования экономики и где, благодаря этому, сформирован самый большой в мире государственный рынок высокотехничной продукции, свидетельствует о значительном возрастании роли финансово-кредитной системы в общей системе государственного макроэкономического регулирования. Новым рыночным странам следует внимательно изучить систему государственного бюджетирования стран Запада и принять меры для того, чтобы через систему государственного бюджета, через систему государственных банков и через государственный сектор экономики обеспечить эффективное выполнение государством экономических регулирующих функций централизованного управления в условиях современной рыночной экономики на принципиально новом уровне. В ближайшем будущем следует ожидать новых больших революционных преобразований в дальнейшей трансфор­мации экономических систем Запада с усилением роли государства в регулировании не только национальных, но и транснациональных и глобальных экономических процессов, процессов экономической интеграции.

Анализ системы государственного регулирования экономики развитых стран Запада свидетельствует о возрастающей роли фискальной политики и фискальных механизмов. В XX в. в ведущих странах Запада система налогообложения превратилась в главный инструмент воспроизводства общественного капитала, развития производства и сдерживания деструктивных экономических процессов инфляции, перепроизводства, валютного кризиса, действия циклов.

В современных механизмах макроэкономического рыночного регулирования экономики западных стран особое место занимают механизмы и, прежде всего, инновационная политика государства. В послевоенный период суть и методы инновационной политики прошли большую эволюцию и трансформацию. Фактически в этот период прошли интенсивные процессы формирования новых механизмов управления инновационными процессами на макроуровне. Инновационные политики западных государств в методах их разработки и реализации стали однотипными, несмотря на специфику стран. Практически все страны перешли на разработку современных национальных и международных инновационных стратегий, которые обеспечивают соответствующие масштабы, структуры и динамику системы инноваций. Национальные инновационные стратегии полностью направлены на обеспечение изменения пропорций и темпов развития научного, технического и производственного потенциалов.
Постепенно западные государственные инновационные системы трансформировались в комплексные целевые программы развития технологии и производства, включающие наиболее действенные экономические механизмы. Эти механизмы сегодня распространяются на налоговые льготы, амортизацию, передачу технологии, патентно-лицензионное стимулирование, стимулирование научной интеграции и кооперирования, развитие малого инновационного бизнеса и прочее. Особое значение получило развитие научно-технической интеграции промышленных корпораций и университетов путем создания университетско-промышленных исследовательских центров при финансовом участии государства, вплоть до момента их полной самообеспеченности. i

Опыт многих западных стран показал, что целевые университетско-промышленные исследовательские центры и консорциумы, создаваемые при государственной финансовой поддержке и контроле, являются наиболее перспективной формой организации инновационных процессов. В условиях новых рыночных стран, в том числе и в Украине, такие центры, создаваемые при участии институтов Национальной академии наук с их кадрами и технической базой, дали бы наибольшую отдачу и экономию средств государственного бюджета, которые расходуются на “бесцелевое” содержание многих НИИ. Предметно важной является проблема самоорганизации научного труда в новых рыночных условиях. Следует по-деловому использовать зарубежный опыт, как в свое время это сделали Япония, Корея, Бразилия, Индия.
В течение последнего периода времени практически во всех странах Запада и других успешно развивающихся странах резко повышается роль государства в трансформировании национальных научно-технических структур и систем, в их организации и финансовом обеспечении. Наряду с действующими создан ряд целевых организационных и управленческих структур, деятельность которых вызывает большой интерес и в новых рыночных странах, которые никак не могут преодолеть инерцию традиционных научных структур.
В США создано Управление по вопросам оценки технологии, в ФРГ — Комиссия по оценке технологии, во Франции — Парламентское управление по вопросам селекции (отбора) в отрасли науки и техники, в Финляндии — Совет по вопросам научной политики. На международном уровне действует ряд комплексных целевых программ, таких как ЕURIKA. Европарламент создал Управление по вопросам приоритетов и выбора в области науки и техники.

NB! Особое значение уделяется стратегическому прогнозированию и определению приоритетов государственной инновационной политики. Большинство западных стран разрабатывает новые национальные научно-технические стратегии и публикует их. Так, например, Япония трансформировала свою национальную научно-техническую стратегию, отказавшись от приоритета использования готовых западных разработок в пользу перехода к политике динамичного планирования собственных научных исследований и внедрения новых технологий. i

До 1995 г. в Японии запланировано было разработать 50 национальных программ в области энергетики, компьютеризации (пятое поколение), робототехники, гибких производственных систем.
В механизмах управления инновационной политикой большинства западных стран наметился переход от политики поддержки и стимулирования инноваций к политике прямого инновационного развития и инкубации (выращивания) новых инновационных предприятий, особенно в сфере малого бизнеса. Практика “выращивания” новых инновационных предприятий получила наибольшее распространение в США, Японии, Франции, ФРГ, Великобритании, Китае, Канаде, Бразилии, Австралии.
Как и для развитых стран, для новых рыночных стран, в том числе Украины, “малый бизнес” является на деле большим бизнесом, который должен стать локомотивом хозяйственной самодеятельности населения и важным фактором научно-технического прогресса, экономического роста и развития.

3. Национальное багатсво - основа экономического развития.

NB! Национальное богатство является одним из наиболее важных показателей экономической мощи страны.
На разных этапах развития человечества возникала проблема оценки результатов производства, их потребления и накопления, а также их измерения с аналогичными результатами в других странах. Однако долгое время не существовало единой системы оценки элементов национального богатства. i

Становление концепции национального богатства. Основные принципы оценки важнейших элементов национального богатства сформулированы в работах У. Петти, А. Смита, Г. Кинга. После их первых оценок последовал более чем двухвековый период разработки и накопления информации о национальном доходе и распределении его на потребляемую и накопляемую части, без чего сложно определять масштабы накопления элементов национального богатства.
Практически лишь в ХХ в. ученые стали предлагать методы расчетов соответствующих показателей в разных странах и пересчета их в единые денежные единицы, чтобы производить межотраслевые сопоставления. Широкую известность получили оценки итальянского экономиста К. Джини, который по просьбе Лиги наций оценил национальное богатство главных участников Первой мировой войны и нанесенный ущерб. Дальнейшее развитие методов оценок национального богатства производилось отдельными учеными, а также статистиками Японии, США, СССР и ряда других стран, но разрозненно и в соответствии с разными концепциям.
Только образование ООН позволило перейти к разработке единых методологических принципов оценки национального богатства на основе данных систем статистической информации.
Исследования в этой области сконцентрировались в ООН (Статистическая комиссия) и ее специализированных учреждениях (Всемирный банк — ВБ и Программа развития — ПРООН). В этих организациях обобщается мировой опыт таких исследований, вырабатываются международные рекомендации по единообразному исчислению соответствующих статистических показателей, накапливаются банки соответствующей информации, а также осуществляются экспериментальные оценки.
Сущность новой концепции национального богатства заключается в следующем. Во второй половине нашего века возродился интерес к проблемам оценки “человеческого капитала” как важного фактора экономического роста. НТП потребовал определить роль совокупного работника и оценить повышение его качества. Такие проблемы предлагалось решать с помощью повышения затрат на образование, квалификацию, здоровье, улучшение жилищных условий и других сторон уровня жизни населения, расширения в нем среднего класса и т.д.
Суть новой концепции заключается в том, что ВБ предлагает перейти от теории факторов экономического роста к теории “устойчивого развития человека” и его потенциала. При этом личность каждого жителя должна находиться в центре внимания развития человеческого общества, как на национальном, так и на международном уровнях.
В соответствии с этой концепцией национального богатства, человек служит движущей силой развития общества за счет накопления и использования в нем знаний, которые передаются от поколения к поколению.
Недостаток такой концепции состоит в том, что в разрабатываемых моделях не учитывается в полной мере вклад домохозяйств, в которых воспроизводятся не только работники, но и первичные ячейки самого общества. Помимо этого еще не выработаны методы сбалансирования спроса и предложения на человеческий капитал, чтобы общество могло динамично развиваться и вырабатывать соответствующую государственную политику.
Что касается концепции “воспроизводимого капитала”, то она базируется на положениях об “экономических активах”, разработанных Статистической комиссией ООН в международных рекомендациях по применению стандарта национального счетоводства, одобренного в 1993 г., которые в настоящее время внедряются на практике большинством стран. Такие международные рекомендации создают предпосылки для единообразной оценки основного и оборотного капитала, а также финансовых активов. В этом международном документе изложены важнейшие основополагающие принципы единообразного исчисления систем статистических показателей и их взаимной увязки. Показатели “экономических активов” получили четкое место и взаимосвязи в системе сводных экономических показателей для характеристики накопления национального богатства в секторах и во всем хозяйстве страны.

G! Национальное богатство — совокупность материальных благ, которыми располагает на определенный момент общество и которые созданы трудом людей за весь предшествующий период его развития.
В системе национальных счетов национальное богатство определяется как сумма чистого собственного капитала всех хозяйственных субъектов, т.е. в него включаются, кроме материальных ресурсов, финансовые активы, непроизводственные материальные активы (авторские права, лицензии, и т.д.), но вычитаются финансовые обязательства. Национальное богатство в широком смысле слова представляет собой все то, чем, так или иначе, обладает нация. В этом смысле к национальному богатству относятся не только материальные блага, но и все природные ресурсы, климат, произведения искусства и многое другое. Однако все это очень трудно посчитать в силу ряда объективных причин. Поэтому в практике экономического анализа применяется показатель национального богатства в узком смысле слова. К национальному богатству в узком смысле слова относится все то, что, так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Другими словами, национальное богатство страны представляет собой совокупность  материальных и культурных благ, накопленных данной страной на протяжении ее истории, к данному моменту времени. Это результат труда многих поколений людей. i NB!

Элементы национального богатства. Наиболее важным элементом национального богатства надо считать производственные фонды. Они имеют наибольший удельный вес в составе национального богатства. Здесь имеются в виду, прежде всего основные производственные фонды, поскольку их технический уровень главным образом определяет возможности роста общественного продукта.
Кроме основных производственных фондов, в состав национального богатства входят оборотные производственные фонды. В оборотных производственных фондах речь идет о предметах труда. Они составляют примерно 25 % основных производственных фондов. Помимо основных и оборотных производственных фондов к национальному богатству относятся материальные запасы и резервы. Сюда входит готовая продукция в сфере обращения, материальные запасы на предприятиях и в торговой сети, государственные материальные резервы и страховые фонды. С функциональной точки зрения материальные резервы и запасы выполняют роль стабилизатора экономики при непредвиденных обстоятельствах. Они определяют устойчивость и непрерывность производства при конъюнктурных и природных катаклизмах. Но особо стоит вопрос о величине страховых резервов и запасов. Практика ведущих индустриальных государств свидетельствует о том, что они должны быть достаточно велики и составлять не менее 25 % производственного потенциала.
Важным элементом национального богатства являются непроизводственные фонды, к которым относятся государственный жилищный фонд и учреждения социально-культурного назначения. Деление это несколько условно в силу того, что сюда включается жилье. По своей природе последнее должно относиться к разряду домашнего имущества, которое в статистике всех стран выделяется отдельной строкой в структуре национального богатства.
В структуре национального богатства выделяются природные ресурсы. При этом речь идет не обо всех природных ресурсах, а только о тех, которые вовлечены в хозяйственный оборот или разведаны и в ближайшее время могут быть вовлечены в него.
Говоря о структуре национального богатства, необходимо прежде всего, обратить внимание на следующую тенденцию развития экономики промышленно развитых стран: резкое сокращение (и даже умирание) таких традиционных отраслей, как текстильная, кожевенная, машиностроение, и перевод этих трудоемких производств в развивающиеся страны, где имеется избыток дешевой неквалифицированной рабочей силы.
Это с одной стороны. С другой стороны, происходит интенсивная разработка и распространение высокотехнологичных информационных товаров. И доля производства этих товаров в промышленно развитых странах постоянно растет.

Увеличение национального богатства — это результат роста общественного производства и материальная основа его дальнейшего развития, повышения благосостояния народа.

На первую страницу
Дополнительная литература
Учебный план
Вернуться вверх

Электронный курс "Международные стратегии экономического развития" разработан аспирантом, ассистентом кафедры "Международная экономика" Пивоносовым М.Ю.

по вопросам и предложениям обращаться: pivonosovm@inbox.ru

©ДонНУ, 2008г.